Современные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении

 

 

Современные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №330 «Аринушка»

 

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию и воспитанию ребенка. Родителю, для того, чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо быть экспертом в разных областях психического и физического здоровья ребенка. Однако, в условиях современного избытка информации, современный родитель может испытывать трудности в выборе компетентных источников. В качестве авторитетного помощника в вопросах развития и воспитания могут выступать педагоги образовательных учреждений. При этом, первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование (ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), следовательно, взаимодействие родителя и педагога начинается с самого раннего возраста малыша.

Программы образовательных учреждений обладают научностью, опираются на современные исследования и требования актуальных стандартов. Педагоги обладают высоким уровнем образования, для них необходимо повышение квалификации в соответствии с современными педагогическими технологиями, они обладают определенным уровнем профессиональных навыков, а также критическим мышлением, способным помочь родителям разобраться в информационном изобилии.

Однако, на сегодняшний момент все еще остается актуальным вопрос установления взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.  Со стороны педагогов необходимым является поиск новых форм работы с родителями, так как педагог должен уметь «выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого- педагогического просвещения» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» «педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Воспитатель. Учитель»), п. 3.2.1. Таким образом, педагог хоть и является квалифицированным специалистом, должен быть для родителей не наставником, а партнером, признающим авторитет и опыт родителя, который тоже стремится развивать свою родительскую компетентность.

Именно поэтому основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников дошкольного учреждения «Детский сад № 330 «Аринушка» является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Особенности такого взаимодействия разработаны в программе «Мир открытий», по которой дошкольное учреждение работает с 2015 года.

Коллектив, реализуя Программу использует разнообразные формы взаимодействия с родителями:

1. Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.)

 2.Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

3.Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

4.Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).

 5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.).

Особую популярность в нашем учреждении обрели, ставшие традиционными, встречи, совместно организованные педагогами для родителей и их детей. Цикл таких встреч мы назвали «Вечера семейных игр». Особенность их в том, что родители учатся играть вместе со своими детьми. Родители сами погружаются в игровое пространство, которое создают педагоги (педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель). Сама атмосфера семейных вечеров настраивает на спокойный и позитивный лад. На таких мероприятиях широко используется обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться, и они с радостью передают свой опыт. Также на таких мероприятиях используются элементы тренинга.

Основная цель цикла - это сохранение эмоционального, психического и физического здоровья воспитанников посредством укрепления здоровых детско-родительских отношений. Ключевыми компонентами решения этого вопроса являются:

·        включенность родителей;

·        оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

·        поддержание инициатив заинтересованных сторон посредством разнообразия игровых методик. Для реализации этого компонента были привлечены различные педагоги (воспитатель Ковынева А.А., учитель-логопед Зуева И.А., музыкальный руководитель Колесникова Л.Л.). Каждый педагог, посредством своего педагогического опыта, вносит в проект черты своей уникальности и индивидуальности.

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях используются психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения. Родители сами включаются в эти игры, пропускают их через себя, активизируя внутреннего ребенка. Только после активного участия родителя и ребенка, педагог подробно объясняет родителям смысл и значение игры, ее варианты.

Для реализации этой цели была разработана трехуровневая модель взаимодействия родителя и ребенка:

- эмоциональный уровень взаимодействия. Этому уровню посвящен первый вечер «Музыка нас связала», посвященный музыкально-двигательным играм. На этой встрече педагоги показывают, как музыка передает наши эмоции и помогает нам выразить их через движение.

- телесный уровень – взаимодействие через тело, движение и прикосновения. Этому уровню взаимодействия посвящен второй вечер «Движение - жизнь». Участники учатся контролировать свое тело, свои действия в соответствии с потребностями другого.

- речевой уровень – умение взаимодействовать через слова, озвучивая свои потребности, ощущения, желания, эмоции и чувства. На этом уровне надо владеть языком эмоций и находится на высоком уровне самоосознания. Этому посвящен третий вечер «Слово за слово», на котором родителям представлены как дидактические игры для развития речевых навыков, так и коммуникативные игры на доверие, взаимопонимание, самораскрытие.

Каждая встреча строится на следующих принципах:

Принцип интеграции реализовался за счет участия в организации и проведении вечеров различных педагогов, владеющих большим разнообразием педагогических технологий.

 Принцип личностного подхода. Личностный подход – это подход к каждому участнику педагогического процесса как целостной личности с учётом всей её сложности и всех её индивидуальных особенностей.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность участников, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип активности. Каждый участник встречи принимает активное участие в играх и упражнениях, родители играют вместе со своими детьми. Только активное участие во встрече позволит родителям понять эффективность каждого упражнения, эмоционально прожить его и, затем, повторить его самостоятельно дома.

Принцип добровольного участия. Любой участник может отказаться от участия в какой-либо игре или упражнении, если выполнение задания ему некомфортно.

Родители проявили высокую активность в участии на семейных встречах. На каждой из встреч присутствовало от 18 до 22 семей. Были семьи, которые посещали все мероприятия. В общей сложности вечера семейных посетило 56 семей. В итоговых анкетах родители очень тепло отзывались об организации мероприятий, отмечали пользу выбранных технологий и необходимость посещения подобных мероприятий. Большинство опрошенных родителей продолжали использовать показанные игры дома с детьми. 

 

Таким образом, в современных условиях педагогический процесс становится все более открытым для участия родителей, делая их непосредственным участником этого процесса. Необходимо делиться с ними своим педагогическим опытом, с одной стороны, повышая их компетентность в общении с ребенком, демонстрируя педагогические технологии, с другой стороны, устанавливая доверительные отношения, показывая свой индивидуальный профессиональный подход. Наиболее привлекательными для родителей являются интерактивные формы взаимодействия, в которых можно принимать непосредственное участие, влиять на процесс, использовать полученный опыт в дальнейшем общении со своим ребенком.

 

Список литературы:

1. «Мир открытий». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. - 3-е изд. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015 г

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» «педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Воспитатель. Учитель»;

3. ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Дата последнего обновления страницы 5.4.21
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения